воскресенье, 20 декабря 2009 г.

Застывшая музыка – это не только архитектура


Художник Сергей Зубенко воплотил в проекте «Коллекция века» две свои страсти: к визуальному искусству и музыке
Творить в рамках контемпорари-арта никогда не поздно. Но вливаться в круг современных художников принято, едва научишься держать в руках кисть, фотоаппарат или компьютерную мышку, едва почувствуешь себя творцом. Тому две причины. Во-первых, юношеский максимализм благоволит экспериментам, а это краеугольный камень контепорари-арта. Во-вторых, паблисити имеет чрезвычайное значение на арт-рынке – почти такое же, как в шоу-бизнесе. Чем раньше ты стартуешь в гонке за завоевание авторитета среди коллег, кураторов, галерей, арт-фондов и коллекционеров, тем выше шанс оказаться на вершине Олимпа или хотя бы получить возможность зарабатывать творчеством. Сергей Зубенко в этом смысле «потерял» 10 лет.

Окончив художественное училище, Зубенко не торопился в арт-тусовку. Как профессионал он занялся декорацией видеороликов. А творческий потенциал стремился реализовать в музыке. Будучи еще студентом, он организовал фанк-роковую группу «Госдума», которая стремительно обрела культовый статус в родном Харькове. Звездами национального масштаба парни не стали только потому что в середине 90-х шоу-бизнесом на Слобожанщине не пахло. Профессия привела Сергея в Киев, и пару лет назад он попытался вдохнуть жизнь в музыкальный проект. Группа под новым названием «Гастролеры», в которой Сергею удалось собрать почти всех «однодумцев», дала несколько концертов в столичных клубах, разбилась о быт. Между творчеством и рутиной артисты, каждому из которых уже перевалило за 30, были вынуждены выбрать заработок на кусок хлеба для семей.
Но, оказывается, все это время Зубенко не прекращал работать над необычным художественным проектом, с плодами которого теперь может познакомиться каждый желающий. На создание «Коллекции века» у автора ушло девять лет и уйма личных средств. В итоге вниманию публики представлены две дюжины «портретов» грампластинок. Живописных и, тем не менее, точных более чем фотографически. Диски – от довоенных до начала брежневской эпохи – изображены в натуральную величину. Мало того, художник применил способ передачи эффекта блика, изобретенный им самим. Нарисованные пластинки отражают свет точно так же, как виниловые благодаря тому, что имеют такие же рельефные бороздки на своей поверхности, как настоящие.
- Все началось с того, что много лет назад рисовал пластинки пальцами, - поведал «Известиям» автор. – Со временем изобрел прием, который назвал «идеальным мазком». Собственно, движущийся блик – конек этой серии работ.
С той же тонкостью Сергей скопировал «яблоки» дисков. Кистью перенес рисунки, названия композиций, имена исполнителей и все шифры, которые были изображены на оригиналах, дотошно повторяя шрифты и приглушенные цвета полиграфии. Написанные диски помещены на золотой, серебряный, платиновый и бронзовый фон и заключены в богатые багеты, выкрашенные в цвет фона. Две дюжины «портретов» пластинок в рамах напоминают коллекции «платиновых», «золотых» и «серебряных» дисков, которые с гордостью выставляют в офисах всемирно известные студии звукозаписи и вывешивали в своих апартаментах поп- и рок-звезды второй половины ХХ века, тех лет, когда винил был самым популярным аудионосителем и успех определялся количеством проданных экземпляров дисков.
Мало того, все копии раритетов можно послушать. К каждой картине прикреплена пара наушников, внутри которых звучат фонограммы оригиналов. Среди них танцевальные мелодии первой половины прошлого века в записи оркестров, песни из некогда популярных кинофильмов, романсы, народные и эстрадные песни, детские стихи в исполнении Рины Зеленой и монологи Аркадия Райкина, голоса Шульженко и Карузо. В общем, все то, чем скрашивали досуг наши бабушки, дедушки, а то и более далекие предки, которые понятия не имели о «золотых» и «серебряных» дисках. Возможно, создатель «Коллекции века» сыронизировал над не воплощенной в жизнь мечтой о карьере рок-звезды, а может, посмеялся над феноменом коллекционирования, когда предметом собирательства становятся тиражные копии, которым присваиваются цены шедевров искусства.
Примечательно, что дебютная выставка Зубенко открылась в модной галерее «Цех». «Так сложились звезды», - объяснил с улыбкой удачу на старте Сергей. А вернисаж собрал сотни гостей – от записных арт-тусовщиков до светских львиц. Сюрпризом для каждого гостя стал подарок, которые художник раздал собственноручно: расписанные им спичечные коробки с авторским логотипом. Кто знает, может, к следующей выставке Зубенко они будут стоить состояние!

Комментариев нет:

Отправить комментарий