среда, 13 января 2010 г.

Сказка в строительном лесу


Центр современного искусства «Дах» доказал: чтобы сделать незабываемый новогодний праздник, достаточно несколько рулонов синтепона, поролона, кальки и вдохновение

Руководителя Центра современного искусства «Дах» и  «Гогольфеста» Влада Троицкого не смутили трескучие морозы. Минифестиваль «Гогольфест на Николая» («мини» по сравнению с главным ежегодным форумом) провели в локации, традиционной для арт-форума имени пистеля-мистика – Мистецьком Арсенале. Бывшие заводские цеха напротив Киево-Печерской Лавры, по-прежнему, пребывают в процессе мучительного превращения в арт-центр и являют собой стройплощадку, лишенную банальных благ цивилизации, как например, отопление. Характерными элементами интерьера служат облупленный кирпич, строительные леса, голые трубы под ногами, стропила над головой и цементная пыль везде, где это возможно.
Даже знатоки творчества Троицкого и компании не в силах были предсказать всех поворотов фантазии режиссера, что воплотились в сценарии праздника. Действо стартовало в импровизированном фойе, которое с тем же успехом могло оказаться основной площадкой. Вернее, праздник начался прямо на входе на территорию Арсенала, где каждому вручали фонарики-указки, благодаря которым гости впоследствии оказались участниками спектакля - осветителями.

Публика разогревалась кофе и напитками покрепче – организаторы позаботились обо всех составляющих настоящего праздника. Аперитив сопровождался лаунджевыми импровизациями на синтезаторе в исполнении ветерана отечественного джаза Петра Пашкова. Зрение ненавязчиво нагружала кинонарезка, проецировавшаяся на вертикальные поверхности. Пашкова на сцене, оказавшейся «малой», сменила группа «Дети капитана Гранта». Дебютировал коллектив, участники которого были хорошо знакомы многим присутствовавшим. Лидеры бэнда Денис Козловский и Денис Иванов – известные люди в интеллигентской киевской тусовке: место у микрофонной стойки занял пиарщик и тележурналист Козловский, за клавишами – генеральный директор кинопрокатной компании «Артхаус Трафик» Иванов. О творчестве команды красноречиво говорит название одной из песен: «Хиппи среднего класса».
Сцена погрузилась во мрак, а на бумажном занавесе сбоку от нее возникли тени подсвеченных с тыла извивающихся человеческих фигур. Под тревожную музыку к людям присоединился металл: прямо среди публики покатились мельницы из ржавой жести, в схватку с которыми  вступили подобные им монстры на колесах – то ли железные дровосеки, то ли Дон Кихоты. «Играющие» декорации – прием, знакомый по перформансам «Даха». Равно как театр теней, а также представления на ходулях, заимствованные из старинных ярмарочных балаганов. С таковым мы встретились, когда пал бумажный занавес и публика, ведомая любопытством, сквозь него проследовала в темный лес из настоящих, покрытых бумажным снегом елок, между которыми сомнамбулами бродили неведомые существа на подпорках. На очередной стене за соснами зажегся свет опушки, а на его фоне – образ святого Николая, из-за стены донеслась акустическая музыка. И эта стену рухнула. Там, на пирамиде из строительных лесов, резвились куда более добродушные персонажи в сопровождении узнаваемых квазинародных мелодий и ритмов «ДахиБрахи».
Народ продолжал продвигаться вперед, пока не оказался между строительной пирамидой и  сценой. На ней квартет уже вовсю терзал барабаны, аккордеон и расписные виолончели. Устоять на месте под «этно-хаос» «ДахиБрахи» трудно. Тем более, когда вокруг тебя пляшут, осыпают поролоновыми цветными конфетти и бумажным снегом паяцы в синтепоновых нарядах, скачут оседланные шутами белые агнцы, тело которых из проволоки, а руно из кальки, плавают созданные из тех же подручных средств ангелы.
Завершился фестиваль выступлением польских духовных братьев «ДахиБрахи» - Motion Trio. Ансамбль купается в комплиментах мировой академической, джазовой и поп-музыкальной критики, потому что ребятам достаточно аккордеонов, чтобы признаться в любви всем стилям музыки. В дебюте выступления Motion Trio продемонстрировало мозаику из славянского фольклора и джаза, продолжило акустическим техно-трансом, имитируя бас-бочку и прочие электронные ударные хлопками ладонью по микрофону и корпусам инструментов. А на бис исполнило пару произведений английского композитора-минималиста Майкла Наймана из саундтреков к фильмам Питера Гринуэя. При всей звездности и бесшабашности поляков, поддержать накал страсти «ДахиБрахи» им не удалось.

писано для Известий

Комментариев нет:

Отправить комментарий