четверг, 14 января 2010 г.

Актуальное искусство по-взрослому


Ludmila Bereznitska&Partner Gallery представили новые работы Владислава Мамсикова в рамках проекта “Взрослый взгляд на современное искусство»

Фамилия Мамсиков в почете у галерей, специализирующихся на контемпорари-арте. Максим Мамсиков входит в первый эшелон украинских актуальных художников. Его постмодернистскую живопись, одновременно минималистичную и яркую, комично фигуративную не спутаешь ни с чьей другой. За одним исключением, которое составляет Владислав Мамсиков – отец Максима.

Сегодня, как никогда, почерк художника определяется эпохой и поколением, которому он принадлежит. Однако работы Владислава и Максима обладают не меньшей схожестью, чем их лица. Хотя один был лидером художественного андерграунда 70-х, а второй – 90-х. Они не копируют друг друга, но общие черты угадываются моментально. Особо это заметно на примере ряда работ второй половины 2000-х Мамсикова-старшего, представленных на открывшейся выставке. Хотя, казалось бы, кто, согласно законам природы и социологии, может быть большими антагонистами, нежели отцы и дети?
Если отвлечься т родственных уз, забыть на минутку о творчестве Максима, то в первую очередь, отмечаешь импрессионистичность полотен Владислава. Он предпочитает писать пейзажи. Но даже в них объектом отображения являются не природа и архитектура, не рельеф, не форма и даже не цвет. А свет, подчеркнутый тенью. Недаром  большая часть экспонирующихся работ написаны в Крыму, где солнце правит балом – визуальными впечатлениями – круглый год. Поэтому так легко спутать на полотнах летний Севастополь и зимнюю Балаклаву.
Откосы гор, берег моря, стены домов в работах Владислава только тем и заняты, что отражают яркий свет. Даже голова блондинки, в первую очередь, служит рефлектором. Не напрасно модель обращена затылком к художнику, сияющим, будто лампа на 200 ватт. Автор использует минимум цветов, господствуют оттенки желтого и голубого. Тут-то и вспоминается минимализм Мамсикова-младшего, который и подавно может обойтись оттенками одного цвета.
Сходство в минере сына и отца бросается в глаза в урбанистическом цикле Владислава. Здесь  на смену желтому пришли оттенки серого. Художник отразил осень в свинце автострад. Их монотонность автор оригинально и просто, словно шутя, компенсирует дорожными знаками. Теми же синим и серым написана жанровая сценка «Пинг-понг». В узком коридоре без окон, стены которого располовинены казенной синей покраской, клерки отвлекаются от рутины игрой в настольный теннис.
Как на юге в любое время года светит солнце, так в городе в любое время суток горит иллюминация. Владислав без труда отыскал в ночном мегаполисе рефлекторы. Электрический свет на картине «Ночь» отражают манекены в витрине. Успешный поиск живописного в обыденном и утилитарном – пожалуй, вот еще один знаменатель в творчестве отца и сына.
Экспозицией Владислава Мамсикова галерея рискнула втянуть аудиторию в дискурс «будущего искусства» - альтермодерна: продемонстрировать критическую иронию по отношению к контемпорари-арту, шаг в сторону внятных художественных жестов, продиктованный усталостью от актуальной арт-сцены. В рамках этой идеи картины разнесены по двум залам. В одном господствуют крымские пейзажи, в другом – урбанистические сюжеты. Публике предоставляется самой выбрать, откуда и куда течет поиск автора, а вместе с ним – современное искусство в целом.
На поверку выставка являет двухстороннее движение в творчестве Мамсикова-старшего. Мало того, работая над картинами, он и не думал иронизировать над контемпорари-артом, демонстрировать на него «взрослый», «альтернативный» взгляд. Хотя таковой, конечно же, у него есть.
- Название выставки придумала Людмила Березницкая, - признался «Известиям» автор. – Даже меня оно заставило задуматься. Не одно поколение художников занято уничтожением искусства. Пафос отрицания старого можно понять. Я же хочу реанимировать традиционное искусство, при этом реагируя на изменяющуюся жизнь. На самом деле, «убийство искусства» ему не вредит. Ведь оно, будучи потребностью человека, бессмертно. Искусство – это средство общения, суть которого в передаче эмоций. Меня в равной степени может взволновать произведение в любом стиле, если оно заключает в себе переживания автора, а не его желание создать «прикол».
Сформировать свой взгляд на последние работы Владислава Мамсикова можно до 23 января. 

писано для Известий 

Комментариев нет:

Отправить комментарий