вторник, 23 марта 2010 г.

В каждом рисунке солнце





«Я Галерея» свела в одном пространстве наивное и современное искусство. Связь между направлениями помогают понять аннотации

В конце прошлого года в «Я Галерее» стартовал проект «Народное актуальное». Дебютная выставка цикла была посвящена портрету. Это не самый модный жанр в современной живописи. Тем не менее, экспозиция получилась яркой и живой, а кураторы, то есть, составители Павел Гудимов и Лидия Лихач получили комплименты из уст профессионалов и любителей искусства.
Нынче в том же пространстве и в том же проекте «Народное актуальное» открылась выставка «Пейзаж». И кураторы те же – руководитель «Я Галереи» Гудимов и босс «Родовид-галереи» Лихач. Лидия не только работает над концепцией проекта, но и выступает арт-донором. Часть произведений народного искусства – из ее коллекции. Также составители заглянули в закрома этнографического Музея Ивана Гончара. Павел обеспечил альтер-эго выставки - произведения актуального искусства. Гудимов делегировал в тандем с народным «резидентов» своей галереи, имена которых прекрасно знакомы поклонникам контемпорари-арта.
Что касается жанровой принадлежности, картины народных мастеров не вызывают разночтений. Как говорится, пейзаж он и в Африке пейзаж, если речь идет о фигуративной живописи. И уж тем более - если за кисть берутся непрофессионалы, которые пишут, что видят.
Звучание имен в прямом смысле народных художников Анны Готвянской Александры Шабатуры, Якова Ющенко, Панаса Ярмоленко найдут отклик в сердцах разве что исследователей и отчаянных коллекционеров украинской наивной живописи ХХ века. А ведь на выставке демонстрируются полотна и неизвестных авторов. Долгое время наивными пейзажами любовались односельчане авторов. Хотя полотна группы полтавских кустарей доходили до рынка – в смысле, базара, где радовали глаз покупателей сала, картошки и глечиков. Теперь они – полноправные субъекты арт-рынка, и одно из заданий проекта – укрепить их в этом статусе.
Куда лучше в это плане чувствуют себя Тиберий Сильваши, Юрий Пикуль, Николай Маценко, Павел Маков, Александр Бабак, Артем Волокитин – современные авторы, чьи работы экспонируются в популярных галереях практически без перерыва.  
Кураторы настаивают на том, что старались избежать сравнения полотен народных и актуальных худоников. Связь в подходе к живописи у тех и других очевидна. Представители обеих, так сказать, «школ» пренебрегают законами классической живописи. Но «народники» - потому что не знают их и благодаря этому невольно превращаются в «Матиссов из Кацапетовки», а «современники» - потому что не ищут легких путей. Но плоды трудов первых и вторых настолько разнятся, что проводить параллели неловко. Визуально экспозиция очень эклектична.
Не в каждой современной работе можно увидеть пейзаж в принципе. Попробуй его отыщи в сплетении цветных лент Бабака, в сизых многоугольниках Сильваши, в сочетании черных и серых прямоугольных пространств Логова, в кровавом пятне Сухолита или офортах Макова, из которых автор сложил слово «Схід»! Составители выставки поступили мудро, обильно снабдив экспонаты аннотациями. Об отношении работ к пейзажу говорят их названия, тут же приведенные высказывания художников, комментарии кураторов. Так что выставка вполне может служить внеклассным уроком по современному и народному искусству.
Кураторы утверждают, что в качестве объединяющего мотива использовали свет. Дескать, в каждом рисунке солнце, даже если вы его непосредственно не видите, и даже если картина называется «Ночь». Действительно, сложно обнаружить светило в хмуром осеннем городском пейзаже Пикуля, где вместо листьев трепещет на дереве желтый кулек – подобный тому куску полиэтилена, который снимал на видео персонаж знаменитого фильма «Американская красота». На картине Маценко солнечные лучи лишь отражаются - от граней саркофага Чернобыльской АЭС, а большая надпись на оливковом небе «Чернобыль» придает картине явное сходство с плакатом. 
О присутствии солнца на картине «Поле. Эсхар» Артема Волокитина можно догадываться по голубому блеску луж среди полей. Полотно выглядит очень просто. Минимум красок, минимум объектов: голые поля до горизонта и залитые водой дороги между ними. Топографический схематизм изображения делает его похожим на фотографию. Но именно эта работа откладывает самый глубокий отпечаток, выигрывая даже на фоне маститых Сильваши, Сухолита и Бабака. Недаром молодой харьковский фотореалист накануне Нового года получил премию PinchukArtCentre из рук самого Дэмьена Херста. Если кураторы хотели заявить «Все гениальное - просто!», то ярче всего тезис воплотился в картине Волокитина, ставшей энергетическим ядром экспозиции. 
Выставка «Народное актуальное. Пейзаж» работает до 6 апреля. 


писано для Известий

Комментариев нет:

Отправить комментарий