среда, 24 марта 2010 г.

«Секзотика» для закаленных ушей

В Киеве впервые выступила авангардная джазовая нью-йоркская группа Sex Mob с программой, номинировавшейся на премию «Грэмми»  

Sex Mob – редкий коллектив, который умудряется сочетать в своем творчестве авангард и попсу. Причем так, что уши у рафинированных эстетов не вянут от набивших оскомину мелодий. Публика, съевшая собаку на фри-джазе, с довольной ухмылкой встречает темы из фильмов про Джеймса Бонда, эстрадные шлягеры и рок-боевики и с энтузиазмом пытается притоптывать в ритм. А когда «попсу» исполняет Sex Mob, поддерживать ритм непросто. Какой фортель выкинут музыканты в следующем такте, наверное, смог бы предсказать разве что Вольф Мессинг.  

Номинация на «Грэмми» - закономерный итог стараний нью-йоркской группы. На «граммофончик» в категории «Лучший современный джазовый альбом» претендовала последняя пластинка Sexotica. С этой же программой «Секс-банда» - именно так можно перевести название коллектива – выступила в украинской столице.
Никаких «сексуальных штучек» квартет, усиленный диджеем, на сцене Большого зала консерватории не показывал. Седовласым билетершам респектабельного культурного учреждения не в чем упрекнуть заморских гостей. Если они, конечно, не заметили немузыкальных манимуляций бас-гитариста с инструментом. Рок-история пестрит сценами насилия над электрогитарой. Полвека их с размаху разбивают о подмостки и время от времени сжигают. Однако басист шокировал и рассмешил до слез, явив сцену садо-мазохистской любви с четырехструнной подругой. Он отлупил гитару ремнем. Причем, сделал все по канонам жанра: хлестал «не больно», в смысле, легонько, и сугубо по «филейным местам», то есть, по задней части деки.     
Главарь банды слайд-трубач Стивен Берстин объясняет связь музыки группы с процессом зачатия так: «Джаз должен быть популярной музыкой. Люди должны приходить в клубы, слушать музыку идти домой, заниматься сексом. Все очень просто. Мы хотим снова вернуть это чувство в джаз!» Невозможно собрать данные, сколько пар после концерта таки предались акту любви. Но для мозгов музыка группы действительно стала сексом. Артисты с первой до последней минуты выступления и, почти не делая пауз в композициях, выносили содержимое черепных коробок слушателей.
Представление началось с зубодробительного атонального фри-джаза, который легко и непринужденно превратился в джаз-панк. Тот мутировал в подобие нью-орлеанского джазового траурного марша, исполнение которого на своих похоронах мог бы заказать крайне экстравагантный меломан. Марш превратился в блюз, а там и до бибопа была рукой подать. Трансформации – суть Sex Mob. Их было бесчисленное множество и происходили они предательски незаметно. Музыканты «легким движением руки» поворачивают вспять течение композиций, а популярные темы выворачивают наизнанку. Если бы мелодии могли отражаться в кривом зеркале, то выглядели бы они именно так, как изображает их Sex Mob. Представление нью-йоркцев – что-то среднее между звуковой комнатой смеха и кунсткамерой. Правда, подобные пародии способны развеселить только подготовленных слушателей. Даже суперхиты в версии Sex Mob получалось угадать далеко не с трех нот.
Представьте пьяного в дым виртуоза, импровизирующего на известную тему. А лучше – «зажеванную» магнитофонную ленту. Отличие Sex Mob в том, что они вступают в «противоестественную связь» с музыкой и разделывают оную, как Бог – черепаху, на трезвую голову и без специальных технических средств. Лэптоп и проигрыватели виниловых пластинок не считаются. DJ Olive не препарировал музыку. Он вплетал звуки иного свойства: шум леса, речь, смех, спецэффекты. Лишь в финале ему позволили развернуться и продемонстрировать хип-хоп-технику. А вообще его роль в музыкальных блюдах сводилась к веточке зелени на краю тарелки. К спецсредствам не отнесешь и диковинный инструмент лидера группы. Слайд-труба выглядит, словно «обрез» тромбона, но звучит так же, как обычная труба.
Sex Mob обладает оригинальным подходом к музыке, что подчеркивает эклектичный инструментальный состав: джазовая духовая секция в лице слайд-трубача и саксофониста, роковая ритм-секция в лице бас-гитариста и ударника и хип-хоповые вертушки. Но, смешивая в одном котле саундтреки, песни «Роллинг Стоунз» и «Нирваны», банда выдает на-гора самый настоящий джаз – сложный в исполнении и легкий по настроению одновременно.   


писано для Известий

Комментариев нет:

Отправить комментарий